Поставщики продуктов предупредили о росте цен на 5–20%

Крупнейшие поставщики продуктов питания намерены пересмотреть закупочные цены на некоторые товары и уже уведомили об этом торговые сети. Речь идет в том числе о кофе, чае, специях, консервах, макаронах, а также хлебобулочных изделиях и рыбе. В зависимости от категории рост составит от 5 до 20%. Об этом «Известиям» сообщили в «Руспродсоюзе». Пока ритейлеры не согласовали повышение закупочных цен, добавили в организации, но уже в ближайшие 14 дней ситуация может измениться. В Ассоциации компаний розничной торговли сказали, что сети стремятся сдерживать подорожание продуктов.

Новая жизнь, новые цены

Как сыр не в масле: бизнес ждет подорожания молочной продукции на 7–12%
Валютные колебания скажутся на стоимости производства

Производители и поставщики продуктов питания настаивают на пересмотре закупочных цен — максимум на 15–20%. Речь идет о широком спектре товаров, себестоимость которых изменилась из-за валютных колебаний. Также влияние оказывают сложности, с которыми сталкивается бизнес в ситуации распространения коронавируса. Об этом «Известиям» рассказал исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков. Чтобы цены увеличивались не резко, а постепенно, производители предложили торговым сетям поднимать их в два этапа — в разные сроки.

Он подчеркнул, что все предложения поставщиков уже прошли проверку Федеральной антимонопольной службы (ФАС), а значит, не могут быть оценены как спекулятивные. По его словам, самое существенное повышение предложено для консервированной продукции, кофе, чая и какао — на 20%. Дело в том, что эти товары в основном импортируются в РФ и их цена за рубежом уже выросла пропорционально курсу доллара. К 30 марта он поднялся почти на 30% по отношению к рублю.

москва чай дом
Фото: РИА Новости/Максим Блинов
Ничто не предвещало еды: создадут ли торговые сети сверхзапасы продуктов
Правительство подготовит льготы для торговых компаний

Валютные колебания отразились и на стоимости отечественной продукции, так как возросла цена упаковки и других составляющих. В частности, на 5–15% производители предлагают увеличить закупочную стоимость макаронных изделий. Также поставщики уверены, что нужно пересмотреть цену хлеба и других товаров, при изготовлении которых используют муку и зерно. На стоимость этой продукции в первую очередь влияют транспортные расходы компаний, которые к концу марта подскочили в два раза, подчеркнул Дмитрий Востриков.

Вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут сказал «Известиям», что себестоимость хлеба увеличилась максимум на 5–7%. По его мнению, это произошло из-за того, что подорожала транспортировка зерна, стоимость его на бирже пока не изменилась.

По словам Александра Корбута, торговые сети уже заявили, что откажутся от наценки на социально значимые товары, в число которых входит и хлеб. По его словам, обычно ритейлеры прибавляют около 25% к ценам производителей хлебной продукции. Если компании откажутся от этого, покупатели могут и не заметить никаких изменений

Защитная реакция: презервативы в Москве подорожали сильнее гречки
Рост цен произошел на фоне аномально высоких продаж средств контрацепции

Исчезающий вид

В Рыбном союзе «Известиям» сообщили, что стоимость товаров, изготовленных из импортного сырья, максимально зависит от валютных колебаний. Речь в том числе идет о почти 50% всей рыбной продукции на рынке. Ситуация осложняется еще и тем, что у предприятий возросли затраты на мероприятия по борьбе с коронавирусом: в разы подскочили расходы на дезинфекцию производств и территорий, на обеспечение безопасных условий труда сотрудников. Кроме того, добавили в союзе, на внутреннем рынке увеличились цены на тару и упаковочные материалы, а также на различные ингредиенты, необходимые для производства рыбной продукции. Например, на муку, масло, крахмал и так далее.

В Рыбном союзе уверены, что торговые сети будут вынуждены повысить отпускные цены в магазинах, так как они уже выросли у поставщиков.

рыба магазин
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Вирус потребления: торговые сети накрыла волна панических покупателей
Западный ритейл пытается справиться с ажиотажем покупателей из-за COVID-19

— Заменить импортную продукцию отечественной рыбой не так просто: во-первых, не все популярные у потребителей виды рыбы вылавливают в РФ, во-вторых, цены на российскую продукцию привязаны к мировому рынку и назначаются в той же валюте, — подчеркнули в организации. — Если на рынке не будет импорта, стоимость других товаров будет расти.

Президент импортера вина Simple Максим Каширин сказал «Известиям», что компания в конце марта уведомила своих партнеров и торговые сети о повышении цен на 13–18%. По его словам, это обусловлено как ростом себестоимости продукции из-за валютных колебаний, так и проблемами с транспортом. Логистические компании не всегда готовы ездить в те страны, где ситуация с коронавирусом наиболее острая. Максим Каширин подчеркнул, что повышение цен будет происходить постепенно: в каких-то каналах изменения транслируются автоматически, в других еще идут переговоры. HoReCa (поставки в заведения общепита) по понятным причинам пока на паузе, добавил он.

Дмитрий Востриков отметил, что у производителей и поставщиков, состоящих в ассоциации, переговорный процесс также не завершен. Он подчеркнул, что в марте партнеры договорились оперативнее пересматривать текущие цены. Фактически это происходит в течение 14 дней.

Электронная очередь: магазинам поручено переходить на онлайн-заказы
Это одна из мер борьбы с распространением коронавируса

Сдержать любой ценой

Пресс-секретарь Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Власенко сказал «Известиям», что каждая сеть работает со своим списком партнеров на основании коммерческих договоренностей. Эта часть деятельности компании не является публичной.

 Сети получают от поставщиков большое количество извещений об изменении цен, по итогам переговоров по части товаров ритейлу удается добиться незначительного роста либо его полного отсутствия, — сказал он.

По словам представителя АКОРТ, базой для принятия решений становится обоснованность запроса, например рост цен на топливо или валютный курс. Для сдерживания уровня цен крупнейшие ритейлеры выступили также с инициативой о продаже социально значимых товаров с нулевой наценкой, напомнил он.

топливо
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
Едовые резервы: продуктов в торговых сетях хватит на восемь недель
Россияне закупаются впрок гречкой, макаронами и средствами личной гигиены, но запасы в магазинах постоянно пополняются

Председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов сказал «Известиям», что сети, как правило, вынуждены поднимать цены на продукцию, если все поставщики заявляют о таких намерениях, то есть речь действительно идет о новой конъюнктуре рынка. В таком случае на процесс также будет влиять соотношение спроса и предложения.

В пресс-службе Минпромторга «Известиям» сказали, что ведомство агрегирует информацию от торговых сетей по поводу заявок производителей и поставщиков о планируемом росте цен и передает её в ФАС.

В пресс-службе Минсельхоза «Известиям» заявили, что в настоящий момент ситуация на продовольственном рынке оценивается как стабильная. При этом на цены новых поставок импортной продукции может оказывать влияние волатильность российского рубля.

В ведомстве добавили, что заявляемый производителями и поставщиками рост цен на отечественные продукты питания требует отдельного внимания ФАС.

В пресс-службе ФАС на момент публикации не смогли предоставить комментарий.