Россиянам разрешат списывать свои долги без суда

 

В настоящий момент ко второму чтению Государственной Думы РФ представлен законопроект № 792949-7. В случае принятия указанного законопроекта у граждан появится новый способ освобождения от долгов во внесудебном порядке. 

В данной статье будет рассмотрен перечень предъявляемых к гражданину требований, при наличии которых он сможет инициировать процедуру внесудебного банкротства.

Так, процедура внесудебного банкротства может быть открыта только по заявлению самого гражданина, сумма неисполненных обязательств которого, по общим правилам, более 200 тыс. руб., но менее 500 тыс. руб. При этом в некоторых случая входной размер долга для внесудебного банкротства составляет всего 50 тыс. руб.

Необходимо учитывать, что помимо наличия просроченных обязательств, гражданин должен отвечать следующим требованиям:

  1. Гражданином просрочено исполнение обязательств более чем на месяц.

  2. Не имеет достаточного дохода для исполнения обязательств.

  3. Не имеется недвижимого имущества, за исключением единственного жилья.

  4. Кредитный договор (заем) исполнялся в течение 12 месяцев, при количестве исполненных платежей не менее девяти за указанный период (либо в исключительных случаях ЧС, существенного курса рубля и т.п.).

  5. В отношении гражданина судом не возбуждено дело о банкротстве.

  6. Гражданин не зарегистрирован в качестве ИП.

  7. Прошло 5 лет с даты завершения процедуры реализации имущества и 10 лет с даты завершения процедуры внесудебного банкротства, если они имели место;

  8. Не имеется движимого имущества.

Кроме указанных выше условий, должно выполняться хотя бы одно из следующих дополнительных условий:

  • Гражданин зарегистрирован в качестве безработного;

  • Доход на каждого члена семьи меньше прожиточного минимума соответствующего субъекта в течении последних 3-х месяцев;

  • Исполнительное производство окончено приставами в связи с невозможностью взыскания;

  • Гражданин отвечает определенной категории граждан, которая будет отдельно утверждена Правительством и ЦБ РФ.

Отдельно также указано, что в случае с потребительскими договорами займа и займами, обеспеченными ипотекой применяются дополнительные условия:

  1. Кредитный договор (заем) исполнялся в течении 12 месяцев, при количестве исполненных платежей не менее трех;

  2. В течении предшествующих 6 месяцев возникло не более ¼ суммы долга;

  3. Гражданин обращался к кредитору с требованием об изменении или приостановлении исполнения своих обязательств;

  4. Кредитор ответил гражданину отказом, либо изменил условия договора в соответствии с полученным требованием, но гражданин все равно соответствует всем указанным выше требованиям.

Следует отметить, что если у гражданина несколько кредиторов, он обязан обратиться с требованием об изменении условий договора к каждому из них.

Если все указанные выше условия выполнены, гражданин может обратиться с заявлением о призвании его банкротом во внесудебном порядке к нотариусу или арбитражному управляющему, а также в случае если исполнительное производство в отношении него было окончено в связи с невозможностью взыскания в МФЦ.

Форма и порядок подачи соответствующего заявления будет утвержден регулирующим органом.

Необходимо отметить, что нотариус, арбитражный управляющий и МФЦ могут отказать гражданину в принятии его заявления после проверки достоверности указанных в нем сведений. Такой отказ может быть обжалован в арбитражном суде.

В случае удостоверения заявления гражданина уполномоченного лицо размещает соответствующее сообщение в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ). Срок для удостоверения либо отказа в удостоверении заявления гражданина составляет 10 рабочий день, либо 15 рабочих дней, если уполномоченному лицу потребовалось направить запрос в уполномоченный орган для определения достоверности предоставленных сведений.

Дальнейшая процедура внесудебного банкротства проходит в соответствии с указанным в законопроекте регламентом.

Напомним, что рассматриваемый законопроект не предусматривает ряда существенных положений, направленных на недопущение недобросовестных действий со стороны должников, а также на четкое разграничение компетенции МФЦ, нотариусов и арбитражных управляющих.

К тому же в настоящей редакции законопроекта отсутствует регламентация порядка выбора или назначения арбитражного управляющего для ведения процедуры, также как и отсутствует раскрытие источника для покрытия расходов управляющего по ведению такой процедуры.

В случае принятия рассматриваемого законопроекта у определенной категории граждан, в том числе попавших в очень сложную финансовую ситуацию, появится новый и менее затратный способ освобождения от долгов, при этом необходимо учитывать все риски и последствиях приятия такого решения.