Я задолжал и мне позвонил коллектор. Что делать?

 

Оборванные провода, изрезанные и облитые краской двери, исписанные подъезды и автомобили — множество аналогичных историй происходило до начала 2017 года, когда начал действовать закон о коллекторской деятельности. Этот документ ввел новое на тот момент понятие “профессиональное взыскание” и официальный реестр работающих по закону коллекторских агентств.

Но, пожалуй, самыми главными нововведениями были нормы общения коллекторов с должниками. Им запретили звонить заёмщикам более 8 раз в месяц, чаще двух раз в неделю и одного раза в сутки. Также исключены ночные вызовы с 10 вечера до 8 утра в рабочие дни и с 8 вечера до 9 утра в выходные. Лично можно видеться лишь один раз в неделю.

Я задолжал и мне позвонил коллектор. Что делать?

Во первых, узнать информацию о договоре, по которому ваш долг находится в работе не у кредитора, а у коллекторского агентства. Это бывает крайне важно в отношении «старых долгов», может оказаться, например, что ваш кредитный договор не предусматривал передачу долга. Или что истекли сроки, установленные в гражданском кодексе, говорит юрист-практик юридической компании, специализирующейся на банкротстве физических лиц и смежных областях “Единый центр защиты” в Калининграде Оксана Арсентьева.

“Если этого не произошло по инициативе звонящего, то попросите его представиться, указать должность и место работы, по какому договору работает. Если же вам не дают эту информацию и уходят от ответа – диалог вести нецелесообразно. Имея эти сведения, в случае нарушений, вы сможете подать жалобу непосредственно в само агентство, в службу судебных приставов и в правоохранительные органы”, — говорит Оксана Арсентьева.

Коллектор начинает нарушать границы. Куда жаловаться?

Если количество звонков превышает норму, можно обратиться с жалобой в региональное отделение Службы судебных приставов, говорит Оксана Арсентьева. Для этого надо получить детализацию звонков от своего оператора. “Важно помнить, что в детализации должны быть так называемые состоявшиеся контакты, а не неотвеченные вызовы. То есть если вы просто игнорируете звонящего, это несостоявшийся контакт. Поэтому он дозванивается дальше”, — советует специалист.

“Свои беседы с кредиторами и взыскателями лучше записывать на диктофон, сообщив об этом собеседнику. Это поможет, если коллектор все же выйдет за рамки позволенного законом и приступит к оскорблениям или угрозам, или откровенному вымогательству”, — подчеркнула Оксана Арсентьева.

“Серые” коллекторы

Некоторые коллекторы продолжают работать вне правового поля. “В июне 2019 года я взял займы в нескольких микрофинансовых организациях. Ввиду тяжёлых обстоятельств и нехватки денег, пришлось перезанимать в других МФО. Так я попал в кредитную яму”, — рассказал калининградец Игорь. В последнее время ему всё чаще и чаще досаждают коллекторы.

“Звонят по 30 раз в день с нарастающей интенсивностью на мобильный телефон, мне и моим друзьям, и родственникам. Друзьям звонят реже, но общаются в грубой форме. Иногда включают тяжёлую музыку при взятии трубки. Угрожали бандитами. Писали смс, что приедут с какими-то инспекторами и составят на меня акт о мошенничестве. В социальных сетях писали, сообщали о задолженности, в грубой форме и пытались надавить на родственников”, — поделился Игорь. В ближайшее время он намерен обратиться с жалобой на действия коллекторов в правоохранительные органы. 

В такой ситуации следует постараться получить доказательства аффилированности “серых” коллекторов с банком или другим коллекторским агентством. “Это могут быть агентский договор, доверенность и т.д. Эти данные понадобятся при обращении в правоохранительные органы. Не пренебрегайте помощью специалистов. На сегодняшний день существует достаточно эффективных средств для разрешения подобной ситуации”, — акцентирует внимание адвокат Денис Петров.

Как законно защищаться?

По закону должник имеет право отказаться от общения с коллекторами. Для этого необходимо направить заявление о нежелании общения либо можно разрешить общение только через своего адвоката. Правда сделать это можно только через четыре месяца с момента просрочки платежа. Лучше всего направить такое заявление через нотариуса, заказным письмом с уведомлением или вручить его лично под расписку. Если документ составлен неправильно, то адресат обязан в течение 10 дней после того, как получит ваше заявление, разъяснить, как правильно его оформить.

Если должник отказывается от общения, кредитор имеет право передать дело в суд. И если суд примет решение о возврате долга, за дело возьмутся судебные приставы. Они могут арестовать счета должника, описать имущество и продать его, в счет погашения долга.

Куда пожаловаться

В первую очередь на действия коллекторов можно пожаловаться в региональное УФССП. Ведомство также регулярно проводит горячие линии по вопросам взаимодействия с коллекторами. В случае, если в телефонных или личных разговорах звучат угрозы или происходят противоправные действия, следует обратиться в УМВД и/или прокуратуру региона.

Несколько лет назад профессиональные коллекторы создали свой контрольный комитет, который отслеживает и решает проблемы с незаконной деятельностью своих членов – СРО «НАПКА». На официальном сайте НАПКА, создан специализированный раздел «Добро пожаловаться», через который можно обратиться за помощью. Так же можно отправить письмо на почту: jaloba@napca.ru. В основном в НАПКА разбираются своими силами, когда речь идет об организациях, входящих в ассоциацию. В ином случае жалоба передается в надзорные органы.

Однако лучший способ избежать проблем с коллекторами — осмотрительно принимать решения о займах и условиях кредитов, говорят специалисты.